с 10:00 до 17:00, пн-пт

Особенности дистанционной продажи товаров

Особенности дистанционной продажи товаров

1. Права потребителя и сроки.

Важно понимать, что Закон «О защите прав потребителей» разграничивает основания и условия для возврата (обмена). В целом можно выделить две группы:

  • Возврат (замена) товаров надлежащего качества;
  • Возврат (замена) товаров ненадлежащего качества.

Ненадлежащее качество.

Возврат (замена) товаров ненадлежащего качества возможен только в следующих случаях:

  • Товар имеет неустранимый недостаток и его нельзя отремонтировать;
  • Товар вновь и вновь ломается после ремонта;
  • Недостаток обнаружен в течение 15 дней с передачи товара (день передачи товара в этом случае не считается).

Во всех остальных случаях возврат (обмен) товаров ненадлежащего качества не осуществляется. Если товар сломался, то осуществляется только его ремонт. Также вместо ремонта по требованию продавца может осуществляться компенсация расходов покупателя на ремонт (если он отремонтировал самостоятельно), либо снижение цены на товар – об этом, конечно же, лучше не сообщать покупателю. Обычно делается ремонт.

В случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.

 

Надлежащее качество.

Возврат (обмен) товара ненадлежащего качества возможен в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В данном случае 14-тидневный срок не применяется, действует специальное правило для дистанционной продажи. Данное правило действует вне зависимости от того, к какой категории относится товар (технически сложный и т.п.).

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

 

2. Обязательная информация для потребителя.

Согласно п. 9 Правил продажи товаров дистанционным способом продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):

  • наименование технического регламента или иное обозначение, о подтверждении соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара;
  • цена в рублях и условия приобретения товара;
  • сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • сведения о сроке службы или сроке годности товаров;
  • адрес, фирменное наименование продавца, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя;
  • сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • уведомление о возможности отказа от товара в семидневный срок;
  • уведомление о том, что товар был в употреблении (если товар б/у);

 

Поскольку данную информацию необходимо довести до сведения покупателя в момент передачи товара, то информация включается в товарную накладную, товарный чек, передаточный акт или иной документ, фиксирующий факт передачи (покупки) товара. Целесообразно подписывать товарную накладную в 2-х экземплярах, чтобы один из них остался у Вас.

Особое значение имеет уведомление потребителя о семидневном сроке возврата, поскольку несообщение об этом потребителю увеличивает срока возврата товара до 3-х месяцев. Форма товарного чека содержится в приложении к консультации.

 

3. Пределы применения закона.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяется только на физических лиц, приобретающих товары для личного, семейного, бытового использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, действие такого закона не применяется в отношении юридических лиц, ИП, а также физ. лиц, которые покупают товар для последующей перепродажи или использования в коммерческих целях.

ГК РФ не содержит оснований для возврата товаров надлежащего качества, приобретенного лицами, не являющимися потребителями по смыслу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Кроме того, если речь идет о договоре поставки, то к нему применяются еще более жесткие требования (специальные нормы), предусмотренные параграфом 3 Главы 30 ГК РФ.

 

3. Расходы продавца на возврат денежных средств.

В силу п. 35 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.

Таким образом, расходы на эквайринг, банковские комиссии продавец несет самостоятельно и не может возложить их на покупателя. Возврат денег осуществляется не позднее 10 дней с момента обращения покупателя.

 

Внимание! Консультация составлена только для случаев дистанционной продажи технически сложных товаров.  

 

Юрист, индивидуальный предприниматель Бакланов Яков Николаевич

close
Задайте свой вопрос