с 10:00 до 17:00, пн-пт

Ответственность за холодные звонки

Ответственность за холодные звонки-2

Описание ситуации:

Хочу сделать e-mail рассылку по холодным клиентам, то есть у меня нет их согласия на обработку их данных. Увидела, что это карается штрафом.

Какая максимальная ответственность будет грозить ИП, который осуществляет данную рассылку и насколько часто были такие судебные дела и каковы приговоры по ним.

Ответ и обоснование:

Описанные действия охватываются положениями сразу двух областей права: 1) законодательства по обработке персональных данных; 2) законодательства о рекламе. Каждый из данных разделов права устанавливает свои требования и правовые последствия за их неисполнение. Для наглядности разберем каждую области отдельно.

 

Персональные данные:

По общему правилу обработка персональных данных (далее – ПД) должна осуществляться с согласия субъекта ПД (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»). Из данного правила есть исключения (например, когда такая обработка необходима для исполнения (заключения) договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является (будет являться) субъект ПД. Например, не нужно продать отдельного согласия с заказчиков или покупателей, поскольку они являются стороной договора, при исполнении которого будут использоваться их персональные данные.

Если же получатели звонков не являются стороной договора и, вероятнее всего, не станут ею, то до начала звонка должно быть получено их согласие.

Согласно ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ без согласия субъекта ПД влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере 1000-3000 рублей; на должностных лиц (ИП) - 5000-10000 рублей; на юридических лиц - от 30 000-50 000 рублей.

Если же обрабатывают персональные данные, обработка которых допустима только с письменного согласия (например, сведения об интимной жизни, религиозных, философских убеждениях, о состоянии здоровья, расовой и национальной принадлежности), то в силу ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ такая обработка влечет наложение штрафа на граждан в размере 3000-5000 рублей; на должностных лиц (ИП) – 10 000-20 000 рублей; на юридических лиц - от 15 000-75 000 рублей.

 

Реклама:

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Реклама, распространенная без предварительного согласия абонента (адресата) на ее получение, не соответствует требованиям законодательства и является ненадлежащей. Ответственность за нарушение несет рекламораспространитель. Сумма штрафа для должностных лиц (ИП) составляет от 4 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций - от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

 

Судебная практика:

Если не будет жалоб от получателей звонков, то и ответственности тоже не будет. Однако если какой-либо из клиентов пожалуется (что маловероятно, поскольку на это просто нет времени), то вполне вероятно, что к нарушителю будет применена мера ответственности (в зависимости от того, куда поступила жалоба – в ФАС или Роскомнадзор).  При этом, как правило, при назначении административного штрафа за первое правонарушение применяется наименьший размер штрафа.

 

Индивидуальный предприниматель, юрист Бакланов Яков Николаевич

 

close
Задайте свой вопрос